Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
114 (1%)
Выставки
104 (1%)
Музейные события
76 (1%)
Музей – детям
118 (1%)
Донское казачество
243 (2%)
Памятники природы
69 (1%)
Информация для туристов
12599 (95%)
Архив опросов

Новости

Занятия в Ростовской школе «Эврика-Развитие»

06.03.2012

Сотрудники музея-заповедника М.А. Шолохова провели занятия по спецкурсу «Краеведение» в Ростовской школе «Эврика-Развитие» для учащихся 8-9 классов.

Пять уроков, различающихся по замыслу, стилю, методическим приёмам обучения, были объединены общей темой: жизнь и творчество М.А. Шолохова. Подростки узнали много интересного о родословной писателя, его детских годах, о том, как в романе «Тихий Дон» изображена жизнь казачества, как шолоховские произведения воплощаются в искусстве, как развивается современное шолоховедение.

О корнях семьи Шолоховых, о предках писателя по отцовской и материнской линиям, о детях и внуках писателя рассказала старший научный сотрудник отдела «Усадьба М.А. Шолохова» Н.В. Кирсанова. Школьники с интересом изучали генеалогическое древо семьи Шолоховых, рассматривали фотографии, задавали множество вопросов и пришли к выводу, что знать свою родословную должны все, так как очень важно, чтобы не прерывалась связь поколений.

О каргинском периоде жизни писателя школьникам рассказал заведующий отделом мемориальных экспозиций в ст. Каргинской П.Я.Донсков. Детство и юность Шолохова, первый творческий опыт, создание большинства «Донских рассказов», замысел романа «Тихий Дон» были связаны именно с Каргинской. Сохранилось много архивных документов, воспоминаний жителей станицы, друзей юного Шолохова, по которым можно не только многое узнать о самом писателе, но и проследить судьбы каргинцев, ставших прототипами произведений.

Встреча с героями романа «Тихий Дон» продолжилась на занятии старшего научного сотрудника В.В. Леоновой, которая познакомила учащихся с историей трёх экранизаций романа, продемонстрировала фрагменты фильмов, фотографии актёров и мест съёмок. Юные шолоховеды узнали, как писатель относился к работам кинематографистов, поделились собственными впечатлениями от кино, от того, насколько правдиво и достоверно изображена жизнь казачества в каждой из экранизаций.

О быте, традициях, обычаях донских казаков шла речь и на занятии «Вот он, хлебушко душистый». Научный сотрудник Т.В.Лиховидова на основе видеоматериалов литературно-этнографического праздника «Осень в Кружилине» рассказала об особенностях землепользования казаков Верхнего Дона в конце ХIХ – начале ХХ вв. Школьники увидели, как пашут на быках, сеют вручную, косят пшеницу серпом, косами, лобогрейкой, веют зерно на грохоте, мелют муку жерновами, и сделали вывод, как тяжёл труд на земле, как дорога каждая крошка хлеба. 

Во время встречи с литературным критиком, членом Союза журналистов России В.Я. Котовсковым, частым гостем школы «Эврика-Развитие», учащиеся продолжили обсуждение творчества Шолохова. Владлен Яковлевич познакомил ребят с публикациями разных лет специального корреспондента «Литературной газеты» Н. Мара о встречах  писателя с генералом М.Ф. Лукиным, ставшим прототипом А.М. Стрельцова в романе «Они сражались за Родину», шолоховеда К. Приймы о том, какую роль сыграл Шолохов в жизни первого секретаря Вёшенского райкома партии П.К. Лугового, о приезде в Вёшенскую первого космонавта планеты Юрия Гагарина и его встречах с писателем, о постановке героической драмы «Полк идёт» по роману «Они сражались за Родину» Ростовским театром им. М. Горького. Подборку статей из своего архива В.Я. Котовсков передал в дар музею-заповеднику М.А. Шолохова.

Занятия, прошедшие по программе спецкурса «Краеведение», открыли для учащихся школы «Эврика-Развитие» новые и малоизвестные факты о жизни и творчестве великого русского писателя М.А.Шолохова, позволили в совместной творческой работе их осмыслить, глубже изучить и понять шолоховские произведения, дали новый импульс поисково-исследовательской работе.

Татьяна Шевцова
Татьяна Лиховидова