Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
121 (1%)
Выставки
113 (1%)
Музейные события
79 (1%)
Музей – детям
124 (1%)
Донское казачество
254 (2%)
Памятники природы
71 (1%)
Информация для туристов
12610 (94%)
Архив опросов

Новости

«Театр встретился с писателем, чье творчество неисчерпаемо»

27.03.2019

Сегодня – Всемирный день театра, который в этом году, объявленном Годом театра в России, отмечается очень широко. В музее-заповеднике М.А. Шолохова пройдет целый ряд событий, посвященных театру и воплощению на сцене шолоховских произведений.

Жизнь и творчество М.А. Шолохова тесно связаны с театральным искусством. В ранней юности он сочинял небольшие пьесы для драмкружка и сам играл на сцене каргинского станичного клуба. В 1936 году по инициативе и при поддержке писателя был создан Вёшенский театр колхозно-казачьей молодёжи, первой постановкой которого стал спектакль «Поднятая целина».

Роман «Поднятая целина» широко инсценировался и вошел в репертуар многих театров. Именно с него началась сценическая история шолоховских произведений, когда в 1933 году театр имени Ленинградского совета профсоюзов создал спектакль по первой книге романа.

В 1963 году к работе над спектаклем «Поднятая целина» приступил Ростовский театр драмы имени М. Горького. К этому времени вышли обе книги романа (в 1959), а в 1960-1961 годах зрители увидели кинофильм «Поднятая целина», ставший лидером проката. Понимая всю сложность задачи, главный режиссер театра Энвер Бейбутов, драматург Петр Дёмин, артисты всё же решились представить свою интерпретацию.

8 мая 1963 года состоялась встреча М.А. Шолохова с коллективом, на которой писатель посоветовал особое внимание уделить произношению героев и, не злоупотребляя донским говором, сохранить колорит речи, предложил актёрам побывать в донских хуторах. «Театр – это большое искусство, но только тогда, когда идет от жизни, от правды…», – подчеркнул Михаил Александрович.

Премьера спектакля состоялась в Ростове-на-Дону 6 июля 1963 года, и на ней побывала группа вёшенцев. Своими впечатлениями они поделились с читателями газеты «Советский Дон».  Отмечая, что в спектакле «правдиво, ярко, близко к роману показаны события, происходившие в тридцатых годах в хуторах и станицах Дона», вёшенцы написали о недостатках («не знаем, кто и по чьим эскизам делал вилы для артистов, но у нас на Дону они не такие»;  «досаду вызывает смешение верхнедонского казачьего говора с украинским»; «Нагульнов прямо с порога амбара переступает на полевой стан») и пожелали их исправить до поездки на гастроли («Пусть москвичи увидят на сцене настоящих шолоховских героев!»).

1 августа 1963 года начались гастроли театра имени М. Горького в Москве, и театральный критик Ю.А. Зубков отметил: «Все лучшее в спектакле непреложно свидетельствует, что огромная влюбленность коллектива в Шолохова и его роман ведет театр верной дорогой взыскательного творчества». И далее, говоря о сложности задачи, стоящей перед театром, автор подчеркивает:  «Спектакль, хоть он не раз показывался зрителям, находится в состоянии поиска. Трудного. Упорного. Напряженного. И это закономерно. Театр встретился с писателем, чье творчество неисчерпаемо»; «Не так-то легко и просто заставить зрителей, уже много лет находящихся под могучим поэтическим обаянием романа, поверить в подлинность всех картин, всех образов, появляющихся на сцене».

Свой 101-й театральный сезон театр имени М. Горького открыл 5 октября 1963 года гастролями в станице Вёшенской, где за три дня прошло пять представлений. Спектакли шли при полном аншлаге, и районная газета широко освещала событие.

Зрители отмечали несомненную удачу режиссера, хорошее оформление и гримировку, охотно делились впечатлениями, отмечали недостатки, давали советы актерам: «Макар Нагульнов бесподобен»; «Прекрасен Устин – насыщенный, колоритный образ»; «Лобода играет с душой, но его старик – не дед Щукарь. Он малоподвижен, и говор у него не казачий»; «Хорошо выражена кулацкая натура Островнова»; «Размётнов вроде бы служит на побегушках. А ведь он – представитель советской власти»; «Артисты игнорируют особенности казачьего произношения»; «Нет настоящих казачьих песен» (газета «Советский Дон», №128 от 9 октября 1963 г.).

Успех «Поднятой целины», поставленной Ростовским театром, был отмечен советской и зарубежной прессой. В Плевенском драматическом театре главный  режиссер Э. Бейбутов поставил спектакль, в котором ростовские артисты играли вместе с коллегами из Болгарии.

В этом же году коллектив театра им. М. Горького взял шефство над народным театром станицы Вёшенской, и в 1969 году вёшенские артисты осуществили собственную постановку «Поднятой целины».

 

Татьяна Нектова