Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
114 (1%)
Выставки
104 (1%)
Музейные события
76 (1%)
Музей – детям
118 (1%)
Донское казачество
244 (2%)
Памятники природы
69 (1%)
Информация для туристов
12600 (95%)
Архив опросов

Новости

Донские казаки: история и современность. Часть 1

13.07.2020

В 2020 году отмечается 450-летие образования Войска Донского. Казаки, составляя основу императорского конвоя, охраняли российских государей, казачьи полки были ударной силой русской армии.

Предлагаем нашим читателям цикл статей о донском казачестве, о той огромной роли, какую сыграли казаки в истории России, о возрождении казачества в наше время.

 

Официальной датой образования Войска Донского считается 1570 год, когда царь Иван IV Грозный прислал на Дон грамоту о том, чтобы атаман Михаил Черкашенин и донские казаки слушали царского посла Ивана Новосильцева, едущего в Царьград через Дон и Азов, и «тем бы вы Нам послужили..., а мы Вас за вашу службу жаловать хотим». Еще в XIX веке эта дата стала считаться днем рождения Войска Донского, хотя о казаках было известно задолго до этой даты.

Существуют разные точки зрения на возникновение казачества. Первоначальная казачья история неизвестна, поскольку не сохранилось достоверных письменных источников. Нехватка исторических сведений привела к обилию гипотез и легенд. Происхождение казачества многие исследователи пытаются разгадать, отыскивая национальные корни среди самых разных народов (скифов, половцев, хазар, алан, казахов, узбеков, киргизов, татар, бродников и других). Другие историки доказывают славянское происхождение казачества, и то, что славяне постоянно находились в этом регионе. Оригинальную концепцию сформировал историк-эмигрант А.А. Гордеев, полагавший, что предки казаков – это русское население в составе Золотой Орды («налог кровью» с русских земель), поселенное монголами на будущие казачьи территории. Также долго доминировала официальная точка зрения (дореволюционная и советская), что казачьи общины появились в результате бегства русских крестьян от крепостного права. Но «беглохолопская» (миграционная) версия, и теория автохтомного (местного) происхождения казаков на сегодняшний день имеют слабую доказательную базу и не подтверждаются серьезными источниками. Таким образом, вопрос остается открытым …

Само происхождение слова «казак» тоже вызывает споры и разное толкование. Но большинство историков сходится, что слово «казак» заимствовано из тюркского языка и означает «удалец», «вольный человек, порвавший со своей социальной средой». С конца XV века слово «казак» приобрело уже привычный для современного языка смысл: так стали называть вольных людей, населявших окраины тогдашнего Русского государства.

Опасное соседство и необходимость постоянно обороняться от нападений кочевников способствовали объединению казаков в общины, имевшие выборного руководителя (атамана) и полувоенную организацию быта. До середины XVII века казачество было независимым от соседних государств. Вольнолюбивый дух, неприязнь ко всякому принуждению породили своеобразное устройство казачьих станиц: выборность гражданских и военных руководителей, отсутствие строгой централизации и государственности. Но постепенно царское правительство делало казачество социальным сословием – служилым, земледельческим, обязанным нести военную службу, получая взамен определенное жалование, снабжение продовольствием, вооружением и т.д. Казачьи общины, преобразованные в войска, получали наименования по территориальному признаку. За войском закреплялась земля, которая передавалась в пользование казачьим станицам. В казачьих войсках постепенно ликвидировалась выборность атаманов и старшин, они стали назначаться. В I-й половине XIX века царское правительство осуществило ряд мероприятий по регламентации внутреннего устройства казачьих войск. В 1835 году были изданы положения и штаты Донского казачьего войска, которые закрепили его обособление в замкнутое военное сословие. Согласно Положению 1835 года все мужское казачье население (с 18 лет) обязано было нести военную службу в течение 25 лет (с 1874 года – 20 лет), являться на службу со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. За подготовку к несению воинской службы отвечала казачья община (станица). Селиться на территории казачества лицам других сословий, а также выходить из казачьего сословия запрещалось. За службу каждому казаку в постоянное пользование выделялся земельный надел (до 30 десятин). Остальные земли войска составляли войсковой запас, который предназначался для удовлетворения потребностей роста населения. Области, населенные казаками, в военном и административном отношении подчинялись с 1815 года Главному штабу военного министерства, с 1875 года Главному управлению казачьих войск, а с 1910 года – казачьему отделу Генерального штаба. Возглавлял войска атаман всех казачьих войск. С 1827 года им являлся наследник престола. Во главе каждого войска стоял «наказной» (назначенный) атаман, наделенный правами военного и гражданского губернатора. Войсковой Круг был отменен.

Писатель Карем Раш в статье «Дерзайте, россы!» писал: «Казачество – главный творческий подвиг народа в веках. Если китайцы для защиты рубежей воздвигли Великую китайскую, то русский, украинский и белорусский народы создали Великую православную стену. Этот грандиозный живой вал, защитил правороссов, протянулся от Японского моря до Черного и от Дуная до Амура».

 

Валерий Емельянов