Новости





Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
84 (1%)
Выставки
66 (1%)
Музейные события
42 (0%)
Музей – детям
83 (1%)
Донское казачество
158 (1%)
Памятники природы
52 (0%)
Информация для туристов
12533 (96%)
Архив опросов

Новости

Тема семьи в «Донских рассказах» М.А. Шолохова

08.07.2021

Слово «семья» ассоциируется с дорогими сердцу людьми, с уютом, душевной теплотой. Роль семьи в жизни каждого из нас огромна. Семья – это наша опора и защита, это то место, где человек в любых жизненных ситуациях всегда находит поддержку и понимание.

В художественном мире великого писателя М.А. Шолохова семья является важной составляющей, по-разному отражённой во всех его произведениях. Так, например, тема семьи проходит почти через все «Донские рассказы».  Небольшие по объёму, они содержат в себе глубокий внутренний смысл.

События революции и Гражданской войны, показанные в рассказах, привели к самым трагическим последствиям – были разрушены семьи, близкие люди стали жестокими врагами: отец шёл против сына, сын против отца, брат против брата. В сюжетах остро звучит тема «родственного кровопролития»: убийство отцом сына («Родинка», «Семейный человек», «Червоточина»), братоубийство («Коловерть», «Червоточина»), убийство мужем жены («Шибалково семя», «Бахчевник»), убийство сыном отца («Продкомиссар», «Бахчевник», «Коловерть»). Не остаётся в стороне ни одна семья, изображённая в «Донских рассказах»: от голода умирают сёстры и мать Алёшки («Алёшкино сердце»), без родителей остались Григорий и Дунятка («Пастух»), не увидят отца дети Трофима («Жеребёнок»), лишились отцов восьмилетний Мишка («Нахалёнок») и совсем маленький сын Ефима («Смертный враг»). Эти дети показаны писателем в настоящем, а что будет с ними дальше – неизвестно, но ясно одно: детям без родительской помощи, доброго слова и наставлений будет очень тяжело.

Уже в первом рассказе М.А. Шолохова «Родинка» прослеживается конфликт между самыми близкими людьми внутри одной семьи. Командир эскадрона, восемнадцатилетний Николай Кошевой, в суровых схватках со старым миром гибнет от рук отца. Атаман узнаёт в мёртвом Николке своего сына и считает для себя дальнейшую жизнь невозможной. «Родинка» – это символическое название рассказа, для которого однокоренными являются слова «родной», «Родина». Писатель призывает сохранить все общечеловеческие ценности: жизнь, семью, землю, мир.

В рассказе «Червоточина» М.А. Шолохов рисует идейную вражду в богатой кулацкой семье. Против отца и брата выступает младший сын, комсомолец Степан. Он не может молчать, зная, что они обманывают советскую власть, скрывая излишки хлеба. Вражда в семье доходит до того, что Яков Алексеевич и его старший сын Максим зверски убивают Степана.

В рассказе «Чужая кровь» старый казак Гаврила, воспитанный в правилах религиозной морали, остаётся верным ей и в самый тяжёлый, трагический момент жизни. В нём ненависть сменяется жалостью, а потом – любовью к врагу, приёмному сыну.

В другом рассказе «Семейный человек» Микишара несколько раз оказывается в очень сложных ситуациях, требующих выбора. Каждый раз он поступает так, будто бы руководствуется гуманными соображениями и чувством долга перед детьми. У него умерла жена, остались дети – «семеро по лавкам, и каждый рот куска просит». Этим своим положением Микишара оправдывает всё. К красным он не пошёл: «семеро по лавкам…». Белые ничего слушать не стали, «сгребли и отправили на фронт». Они заставляют Микишару расправляться над собственными сыновьями, ушедшими к красногвардейцам. Казаки приказали ему бить любимого сына Данилу. «Матерь пречистая, неужто я сына буду убивать?» – ужасается Микишара. Душа у него «захолодела, замутилась», а всё-таки ударил он Данилу, не ослушался казацкого вахмистра и оправдал себя тем, что надо свою жизнь беречь, потому что у него – «семеро по лавкам». В эпизоде же с сыном Иваном Микишара более свободен. Ему приказали отвести сына в штаб полка, в другую деревню. По дороге сын просит отпустить его. У Микишары несколько вариантов выбора, но он выбирает самый страшный и подлый. Дав надежду сыну, пообещав отпустить его, он предлагает ему бежать, а когда Иван, поблагодарив отца, побежал, Микишара «стал на колено, чтобы рука не дрогнула, и вдарил в него…». Убил сына. Микишару не мучают угрызения совести, глаза его «глядели жёстко и нераскаянно». Но впереди его ждёт нравственный суд других детей. «Вот ты и рассуди нас, добрый человек! Я за детей за этих столько горя перенёс, седой волос всего обметал. Кусок им зарабатываю, ни днём, ни ночью спокою не вижу, а они… к примеру, хотя бы Наташка, дочь-то, и говорит: «Гребостно с вами, батя, за одним столом исть!»».

Каждый рассказ М.А. Шолохова – это не просто повествование о событиях, происходящих на Дону, но и трагедия каждого человека, трагедия донского казачества, трагедия всего народа России, пережившего страшные годы Гражданской войны.

Доброжелательную оценку получили «Донские рассказы» в предисловии А.С. Серафимовича: «Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шолохова. Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь – перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжённости и правды…».

 

Марина Дебур