Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
114 (1%)
Выставки
104 (1%)
Музейные события
76 (1%)
Музей – детям
118 (1%)
Донское казачество
243 (2%)
Памятники природы
69 (1%)
Информация для туристов
12599 (95%)
Архив опросов

Новости

Фильму «Судьба человека» – 65 лет

12.04.2024

65 лет назад, 12 апреля 1959 года, состоялась премьера фильма «Судьба человека» по одноимённому рассказу Михаила Александровича Шолохова. Это была дебютная режиссёрская работа Сергея Фёдоровича Бондарчука, к тому времени уже известного актёра.

Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» был опубликован в газете «Правда» 31 декабря 1956 г. - 1 января 1957 г. По словам С.Ф. Бондарчука, как только он его прочитал, сразу же загорелся идеей экранизировать это произведение: «Прочитал – и потом, что бы ни делал, о чем бы ни думал, я видел лишь Андрея Соколова, его мальчонку, его жену, разлив Дона, войну, фашистский концлагерь. Снять этот фильм стало для меня больше чем «творческим планом». Больше чем мечтой. Это стало целью моей жизни». К тому же, Бондарчук мечтал сыграть в картине главную роль.

Чтобы осуществить эту идею, С.Ф. Бондарчуку пришлось пройти немало сложностей. На «Мосфильме» считали, что материала рассказа хватит лишь на короткий метр, а М.А. Шолохов сомневался, сможет ли режиссёр без опыта достойно воплотить на экране задуманное автором.

За помощью в написании сценария режиссёр обратился к самому М.А. Шолохову. Несмотря на сомнения, писатель скрупулёзно правил сценарий, над которым работали Юрий Лукин и Фёдор Шахмагонов, неоднократно появлялся и на съемочной площадке.

Съемки фильма длились с весны по осень 1958 года и, в общей сложности, потребовали семьдесят восемь смен. А география съёмок была обширной. Первые съемки – сцена встречи Соколова с собеседником, по совету писателя, происходили у хутора Куликовского на берегу Дона. Эпизоды довоенной жизни Соколова создавались в Воронеже – на родине главного героя; также в Воронежской области снимали сцены пленения Соколова; церковь и расстрел советских солдат, поединок Соколова с фашистским летчиком – в Тамбове; сцены в концлагерях – в Ростовской области в окрестностях Каменска-Шахтинского; прибытие на вокзал эшелонов с пленными – в Калининграде.

Главную роль С.Ф. Бондарчук, как и мечтал, исполнил сам. Кроме него в фильме снимались: Зинаида Кириенко, Юрий Аверин, Павел Волков, Лев Борисов и другие актеры.

Интересен тот факт, что актёров для эпизодических ролей не хватало, поэтому их исполняли члены съёмочной группы. Например, художник по гриму стал одним из военнопленных, звукооператор сыграл узника лагеря, а консультант фильма – эсесовского офицера. А некоторым приходилось играть даже по несколько ролей.

Но самая большая сложность возникла с поиском исполнителя на роль Ванечки. Режиссёр отсмотрел огромное количество мальчишек, но никто из них не подходил, пока Бондарчук случайно не увидел в Доме кино пятилетнего Павлика Борискина. Его родители дали согласие на съёмки в фильме. Чтобы Павлик лучше вжился в роль, Сергей Фёдорович запретил съемочной группе называть юного актера его собственным именем, и все звали его Ваней.

Фильм «Судьба человека» заслужил не только любовь советских зрителей, но и добился мирового признания. Французский писатель Клод Мориак с восторгом отзывался о фильме: «…Мы уже много видели советских и других фильмов, посвящённых войне. Но никогда нам не приходилось так соучаствовать в картине подобного жанра, так жить судьбой одного человека среди миллионов других, так переживать мужество и страдания русского военнопленного…»

За эту работу Сергей Бондарчук получил Ленинскую премию, главный приз на Международном кинофестивале в Локарно, Большой приз на Международном кинофестивале в Москве, специальный приз на Международном кинофестивале в Карловых Варах.

Галина Смирнова