Новости
«Нам и ста лет с ней рядом было бы мало». Светлой памяти Светланы Михайловны Шолоховой
09.02.20269 февраля 2026 года исполняется 100 лет со дня рождения Светланы Михайловны Шолоховой, старшей дочери великого писателя. Сегодня хочется рассказать читателям подробнее об этом человеке с большим сердцем, прекрасной женщине, потомственном интеллигенте-подвижнике, хранительнице памяти своего великого отца.
Светлана Михайловна родилась 9 февраля 1926 года в станице Каргинской Боковского района Ростовской области. Детские годы прошли в ст. Вёшенской, куда Шолоховы переехали в конце 1926 года. В семье она была Светиком, Светлячком, а Михаил Александрович ласково называл её Светляком. В семье росли ещё два брата, Саша и Миша, и младшая сестра Маша. Как вспоминала Светлана Михайловна, «жили дружно, весело, каждый день был в радость».
О своём детстве Светлана Михайловна вспоминала: «Нам очень повезло в жизни, что у нас был такой отец. Мы росли вольно, за нами никто не следил. Захотели прыгнуть со старого моста посреди Дона и проплыть на доске – прыгнули. Захотели идти за подснежниками в лес, километров за 10 – ушли на весь день. Варили там кулеш, пекли картошку и возвращались усталыми, довольными, со своими наблюдениями, рассказами, которые внимательно выслушивались родителями».
С раннего детства Светлана полюбила природу, родители всегда брали с собой детей на охоту, рыбалку. Светлана Михайловна рассказывала: «Как сейчас помню, через старый мост на машине едет отец на охоту с мамой, а сзади полная машина, человек десять детей. Это он нас везёт в Келью, на охоту. И помню, идёт казак по мосту и говорит: «Глянь, Шолохов камсы насажал, на охоту везёт». Такие поездки с отцом на охоту приобщали к природе, учили любить и живое, любить родные места, то, что сохранилось, пожалуй, в каждом из нас и до сих пор».
В 1933 году Светлана пошла в первый класс Вёшенской средней школы, в которой училась до 8 класса. Училась легко и охотно. О годах учёбы Светлана Михайловна вспоминала: «Вёшенская школа по составу преподавателей, по их опыту работы была одной из лучших в районе, а может быть, и в области. В школе ставились спектакли, концерты, работала масса кружков, хорошо была поставлена физическая подготовка. И мы принимали участие во всех кружках, походах, мероприятиях – везде».
Главным увлечением Светланы были книги. Хороший вкус к литературе ей достался от отца. У Михаила Александровича была большая библиотека и Светлана Михайловна перечитала всю русскую и зарубежную классику, в 14 лет она прочитала всего Шекспира и Бальзака (23 тома). У неё была целая тетрадь, куда она записывала всё то, что её особенно трогало: «Читала всё, очень любила тургеневских героинь. И выпускное сочинение писала по произведениям Тургенева».
Учёбу в школе прервала война. Осенью 1941 года Мария Петровна с детьми эвакуировалась в слободу Николаевку Сталинградской области. Там Светлана окончила 9 класс. А когда немцы стали наступать на Сталинград, М.А. Шолохов вывез семью в посёлок Дарьинск Западно-Казахстанской области, где Светлана с отличием закончила 10-й класс. Она вспоминала: «В 10 классе были почти все девочки, мальчики все были уже на фронте. Кружков по интересам не было, учащиеся работали по снегозадержанию. Выпускной вечер был скромный, просто выдали аттестаты, поздравили и всё».
Осенью 1943 года Светлана уехала в Москву и поступила на химфак МГУ им. М.В. Ломоносова. О годах учёбы в МГУ она рассказывала: «Немцы были недалеко от Москвы, за Гжатском. Мы, студенты, убирали корнеплоды на полях колхозов в Смоленской области. Наряду со специальной наукой готовили нас фельдшерами. Целыми ночами мы дежурили в госпитале. Пропускная способность – 1000 раненых в сутки. Кто-то дежурил в бомбоубежище, дежурили на крыше – нужно было сбрасывать зажигательные бомбы с крыши». Светлана Михайловна рассказывала, как проходили практику в эвакогоспитале, что находился в Марьиной роще, где вчерашние школьники присутствовали на операциях: «Было не до вечеров и танцев. Но, помню, к концу войны, когда объявили о взятии Берлина, то мы тогда плясали до утра».
На третьем курсе МГУ на занятиях в лаборатории Светлана отравилась бромом, (обожгла дыхательные пути). Врачи запретили работать в химической лаборатории, и Светлане пришлось выбирать другой факультет. В это время, в 1946 году, она вышла замуж за моряка-пограничника Александра Максимовича Туркова (впоследствии стал контр-адмиралом Северного флота), вместе с которым училась в сл. Николаевке в 9 классе. И вот через пять лет судьба вновь свела их вместе. Молодые переехали в Ленинград. Там Светлана поступила на филологический факультет ЛГУ. В 1947 году у них родился сын Миша.
В 1952 году Светлана Михайловна с отличием окончила университет. В связи со службой мужа ей не раз пришлось сменить место жительства и работы. Первым местом её работы стал Таллинский педагогический институт, кафедра русского языка и литературы. Она с энтузиазмом взялась за работу. Нагрузка по часам у молодого преподавателя была высокой, и при этом банально не хватало учебников и пособий. Светлана Михайловна отправилась в Ленинград, и за шесть месяцев, пользуясь книгами публичной библиотеки, создала свои разработки. По этим материалам она занималась с очниками и заочниками. «И у меня, недавней студентки, учились, в том числе и учителя-заочники с 20-летним стажем», – вспоминала Светлана Михайловна.
С 1954 по 1957 годы жили на Камчатке, С.М. Туркова работала преподавателем на кафедре русского языка в филиале Хабаровского пединститута.
С 1957 по 1960 годы преподавала русский язык иностранцам в Военно-морской академии им. А.Н. Крылова в г. Ленинграде. В 1964 году переехали в Москву, где Светлана Михайловна стала работать в редакции журнала «Крестьянка». В 1967 году второй переезд на Камчатку, где она работала корреспондентом газеты «Камчатская правда». В 1968-1971 годы Турковы жили в Тбилиси, где Светлана Михайловна работала в журнале «Литературная Грузия» в отделе критики. А затем переехали в Ленинград, и 10 лет Светлана Михайловна работала старшим редактором отдела фольклора и классики в издательстве «Детская литература». Она подготовила и выпустила много интересных книг для детей: «Дон Кихот» М. Сервантеса, «На Буяне, славном островке» (сборник произведений русского фольклора), «Хоббит» Д. Толкиена и другие.
Иногда работа была связана с трудностями. Так, во время работы в редакции «Камчатская правда», Светлану Михайловну направляли в командировки. Однажды её послали на остров Беринга, крупнейший остров Командорских островов. Дорог не было, самолеты то летают, то не летают. Корабль, на котором работал муж, шёл на Командорские острова. Но женщин на военный корабль брать не положено было. Через секретаря местного обкома добились разрешения взять С.М. Туркову на борт корабля. Доплыли на корабле до Командорских островов, поднялась большая волна. Обвязав верёвками для страховки, Светлану Михайловну пересадили в шлюпку. Светлана Михайловна вспоминала: «Когда плыли, волны катились одна за другой, катер бросало из стороны в сторону, а вокруг были усатые морды тюленей, видела и китов вдали. Так добралась до острова Беринга. Вот на этом острове работал единственный врач, выпускник Сталинградского мединститута. У него в больнице чистота была идеальная, и врач он был очень хороший». Вот об этом враче Светлана Михайловна и написала очерк. А еще писала очерки о природе этого края.
Обладая природной скромностью, Светлана Михайловна никогда не кичилась своим знаменитым на весь мир отцом. Она носила фамилию мужа, и часто коллеги по работе узнавали о том, чья она дочь, только когда на адрес Светланы Михайловны приходили телеграммы от Михаила Александровича. Когда она работала в издательстве «Детская литература» в Ленинграде, с ней работала Савушкина Нина Николаевна, младший редактор. О Светлане Михайловне она вспоминала с большой теплотой: «Светлана Михайловна – прекрасной души человек, она меня понимала, сочувствовала и помогала. Светлана Михайловна помогла выстоять в трудные для нас годы. И это меня совершенно спасло. Я пишу о себе исключительно, чтобы показать щедрость, бескорыстие, сочувствие характера Светланы Михайловны. В этом она вся. Светлана Михайловна – чрезвычайно тёплая и уютная дома, мне приходилось бывать у неё. Светлана Михайловна всё делала сама, очень добрая и гостеприимная, не выпустит, пока не накормит и не напоит чаем или кофе. Ну это – черты характера и добрая широкая её душа. В отношении интересов: Светлана Михайловна очень много читает, любит литературу, её мечта – сохранить отцовское наследие, всё разобрать и привести в порядок. Бесконечное уважение к образу отца».
Неутомимая путешественница, лёгкая на подъём, Светлана Михайловна сопровождала родителей в зарубежных поездках. Михаил Александрович по издательским делам выезжал за границу и всегда стремился показать мир своим детям. Вместе с родителями Светлана Михайловна побывала в Японии, Швеции, Англии, Франции, Италии, Голландии. В 1965 году Светлана Михайловна с родными выезжала в Стокгольм на вручение отцу Нобелевской премии.
А ещё Светлана Михайловна общалась с первыми лицами государства: Н.С. Хрущёвым, В.В. Путиным, А.Н. Косыгиным, дружила с дочерью Алексея Николаевича, Людмилой Алексеевной Гвишиани-Косыгиной.
Куда бы не забрасывала судьба, Светлану Михайловну всегда тянуло в родные места. После смерти мужа она ещё некоторое время жила в Москве, работала в ИМЛИ РАН, а в 1994 году вернулась в Вёшенскую, стала работать в музее учёным секретарём.
Светлана Михайловна внесла большой вклад в популяризацию творческого наследия своего отца. Она была консультантом второй экранизации романа «Поднятая целина» 1959 года, фильма «Донская повесть». В 1995 году она написала предисловие к «Они сражались за Родину», где рассказала о трагической истории создания романа. Её труд, связанный с подготовкой к изданию на основе найденных рукописей романа «Тихий Дон», был отмечен Большой литературной премией России и акционерной компанией «Алроса».
Нам, музейщикам, посчастливилось работать с ней вместе на протяжении 12 лет. Общение со Светланой Михайловной нам всегда приносило тепло, радость, воспоминания её для нас всегда были ценны и интересны. Светлана Михайловна являла собой образец уважительного отношения к людям, она всегда и во всем помогала, когда обращались с какой-либо просьбой. Она излучала свет и доброту, а также обладала хорошим чувством юмора.
Мы, сотрудники музея, запомнили Светлану Михайловну Шолохову, как человека с открытым сердцем, мудрую, тактичную.Выйдя на пенсию, она продолжала общение с сотрудниками музея, консультировала, давала ценные советы. Светлана Михайловна до последних дней обладала ясным умом: помнила события, даты, имена людей. Человек она была скромный и великодушный – это свойственно всем детям писателя.
Михаил Турков, внук С.М. Шолоховой, рассказывал: «Бабушка была кладезем информации, которую она преподносила не сухим ученым языком, а с юмором, иллюстрируя жизненными историями. Она была настоящей бабушкой, настоящей женщиной, прошедшей очень тяжелую школу жены офицера, которая от Таллина до Камчатки готовила, штопала вещи, стирала и гладила, растила сына. <…> Бабушка была человеком невероятного ума, высоких моральных качеств и небывалой стойкости духа. Она никогда не позволяла себе пессимизма – с надеждой смотрела в будущее и стойко принимала настоящее. Это свойственно практически всем из семьи Шолоховых, а бабушка стала ярчайшим примером характера и отношения к жизни, которые она переняла у отца и матери».
Старшая из четверых детей великого писателя, Светлана Михайловна Шолохова своим светом озаряла жизнь родных, друзей и знакомых почти век: ее не стало 23 января, за две недели до 99-летия. Провожая её в последний путь, кто-то в толпе сказал: «Жаль, что нет больше Светланы Михайловны. Чудесный она была человек!». А Миша Турков с грустью отметил: «Нам и ста лет с ней рядом было бы мало».
Наталья Кирсанова


















