Новости





Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
84 (1%)
Выставки
66 (1%)
Музейные события
42 (0%)
Музей – детям
83 (1%)
Донское казачество
158 (1%)
Памятники природы
52 (0%)
Информация для туристов
12533 (96%)
Архив опросов

Новости

Мост стратегического значения

13.05.2021

40 лет назад, 13 мая 1981 г., М.А. Шолохов отправил письмо на имя председателя Госплана СССР Н.К. Байбакова с ходатайством о включении в план на 1982 год строительства моста через реку Дон в районе станицы Вёшенской: «…Учитывая исключительную важность строительства моста для развития сельского хозяйства северной части Ростовской области и ряда прилегающих районов Волгоградской области… Согласие подрядчика – Саратовского мостостроительного отряда – получено. Ростовский обком партии и облисполком строительство моста берут под особый контроль.
С глубоким уважением М. Шолохов».

Проект на строительство нового моста стоимостью 13 млн. рублей был утвержден Советом Министров РСФСР. В 1982 году Шолохов обратился в союзные министерства с просьбой о выделении 200 тонн арматурной стали, гусеничного крана и скреперов для строительства моста. В этом же году строительство началось, а закончилось оно в конце 1985 года.

Михаилу Александровичу не довелось дожить до открытия этого замечательного сооружения. Мостовой переход протяженностью 401 м имеет 7 пролетов, самый большой из них составляет 85 м. Строительство капитального моста решило проблему сообщения ст. Вёшенской с правобережьем реки Дон и с соседними районами. 

До войны в станице через реку сооружали против Мостового переулка бревенчатый мост на дубовых сваях. К лету 1942 года он оказался единственной переправой через Дон. Когда немцы прорвали фронт и двинулись на Сталинград и Кавказ, началось отступление. В районе моста скопилось несколько тысяч боевых единиц. Капитан Н. Грибачев, который обеспечивал переправу описывал его так: «Это был обыкновенный деревянный мост с пологом, буроватого цвета песчаным выездом к центру станицы Вёшенской. Ставился он для колхозного житья-бытья, катили по нему редкие полуторки, а чаще стукали быки, таская лесок и сенцо – цоб, да цобе. И был вдобавок ко всему идиллический тот сельский мостик единственным на довольно большом участке Дона. И стоял бы он себе еще десять, двадцать, сорок лет, если бы немцы не прорвали в начале июля 1942 года фронт под Харьковом и в Донбассе. А прорвав, не двинулись на Сталинград…».  Всю ночь с 7 на 8 июля через мост шли войска и военная техника, а утром Вёшенская была подвергнута бомбёжке, в ходе которой мост был разрушен.

После войны грузы, транспорт, подводы переправляли на пароме.

5 марта 1955 года Шолохов писал М.К. Клейменовой (Левицкой): «У нас до сих пор нет регулярной связи с ж/д станцией. Стоит у нас дикая, атомная зима: Дон вскрывался за зиму дважды, чего не помнят древние старики. Уже в течение 3-х недель на Дону – беспрерывный ледоход. Все речки «играли» по нескольку раз, и мы уже давно отрезаны от внешнего мира. Самолёты (почтовые) не летали всё время из-за дурной погоды, а сейчас – проблеск, и я посылаю это письмо в надежде, что оно как-нибудь доберётся, не сегодня, так завтра».

Летом 1959 года в Вёшенскую по приглашению М.А. Шолохова приехал Никита Хрущев, Председатель Совета Министров СССР. Светлана Донская, уроженка Вёшенской, журналист, пишет: «Аэродром был тогда на правом берегу Дона, на горе станицы Базковской. Не переправлять же высокого гостя в Вёшки, на левый берег, допотопным паромчиком... И военные быстро протянули понтонный мост. После отъезда Хрущева Михаил Александрович спросил командующего округом Плиева, что он намерен делать с понтоном. Тот ответил: «Разбирать!». – «Зачем? – удивился Шолохов. – Посмотрите, как казаки радуются. Пусть остаётся мост у нас». Плиев опешил: «Как это – остаётся? А мне как отчитаться перед министром обороны?». – «Никак! – озорно улыбнулся тогда Шолохов. – Скажи, Никита Сергеевич разрешил!». – «А разве был разговор с Хрущевым?» – не поверил командующий округом. «Был, не был – разве это важно? Да и зачем большого человека тревожить по пустякам? Уберем мост – что люди скажут? Подхалимы, скажут, для Хрущева старались, а на народ им наплевать...».

Понтонный мост прослужил вплоть до 1985 года, когда был сдан в эксплуатацию новый железобетонный мост стратегического значения, по которому сейчас проходят тысячи машин.

Шолохов был депутатом всех созывов Верховного Совета СССР, стремился благоустроить станицу, обустроить быт жителей и сыграл видную роль в преобразовании не только Вёшенского района и станицы, но и всего донского края.

 Марина Фурманова