Опрос

Какие строки романа М. Шолохова «Тихий Дон» вспоминаются Вам чаще?
Мелеховский двор – на самом краю хутора.
Вёшенская – вся в засыпи желтопесков.
Родимая степь под низким донским небом!
За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень.
Казакует по родимой степи восточный ветер.
Омытая ливнем степь дивно зеленела.
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Мелеховский двор – на самом краю хутора.
305 (40%)
Вёшенская – вся в засыпи желтопесков.
64 (8%)
Родимая степь под низким донским небом!
167 (22%)
За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень.
89 (12%)
Казакует по родимой степи восточный ветер.
73 (10%)
Омытая ливнем степь дивно зеленела.
64 (8%)
Архив опросов

Фольклор Верхнего Дона

Фольклор казаков Верхнего Дона богат. Это сказки, предания, былины, пословицы и поговорки, рассказы-были о житейских случаях из прошлого, песни. 

Сюжеты сказок характерны для юга России: «Гуси-лебеди», «Как кочеток царя победил», «Иван-царевич и серый волк», «Царевна-лягушка» и другие. Казачьи интерпретации русских сказок интересны диалектными особенностями, остротой языка в сказках бытовых, «житейских». В былинах слушателям импонировал «донской казак Илья Муромец», Алёшу Поповича тоже кличут «дончаком».

Предания на Верхнем Дону рассказывают и в наши дни, а вот исполнителей былин встретить практически невозможно. Их распевы и тексты сохранились в пятитомном собрании А.М. Листопадова «Песни донских казаков». В сборнике, который является сегодня библиографической редкостью, около 1200 казачьих песен с нотной записью их распевов. 

Казачья песня родилась пять веков назад. В числе самых старинных – песня о том, как Ермака выбирали атаманом. Это ХVI век. Исполнение этой песни – своеобразный экзамен на умение «играть» настоящие казачьи песни, исполнять их в первозданном звучании.

 «Верховая» манера исполнения – местная разновидность донской казачьей песни. В печатном отчёте об экспедиции 1902-1903 годов Листопадов привёл мнение народных исполнителей из Вёшенской и Еланской станиц – Гончарова и Макарова, что вёшенское исполнение гораздо мягче, по сравнению с тем, как поют на Нижнем Дону, – «там жёстко поют и грубо».

Протяжные, «тяговые» песни поются без музыкального сопровождения. Наиболее достоверно звучит ансамбль из пяти-семи исполнителей. Музыкальные инструменты (гармонь, балалайка, скрипка) казаки использовали на «балáх» – танцевальных вечеринках молодёжи. Гармонист и скрипач уже назывались «оркестром». Танцевали то, что казаки привозили из заграничной службы: «польку», «карапет», «краковяк», «тустеп», «галоп», «падэспань», «кадриль» и другие танцы «из Европы».

На свадьбах и гулянках, на «беседах» (вечеринках с застольем) отплясывали «Казачка», «Барыню», «Камаринского», «Цыганку». Казачьи песни «под пляс», «частые» поются без музыкальных инструментов, только под хлопки, выкрики в такт и из-под такта и под бубен. 

Казачьи «частые», «круговые» гораздо ритмичнее, эмоциональнее плясовых песен «под гармонь» в средней полосе России. В них - лихая удаль, умение зажечь весельем окружающих. 

В пении у казаков ценится мужской голос. Женское пение характерно для бытовых, «семейных», «девичьих» лирических, свадебных песен и в «карагоде»-хороводе. 

Но при отсутствии мужчин, женщины могут брать на себя мужскую роль в пении и исполнять те же «служивские», «походние» и строевые песни.

«Верховые» казаки славятся многоголосным пением. Оно как бы из двух «пластов», нижнего и верхнего, контрастных по функции. «Басов» как таковых нет. Мужские голоса поют звонко, чтобы песня лилась легко, привольно. Над «средним» регистром голосов парит «дúшкант», высокий голос – «подголосок». Нередко «дишканят» без слов, вокализируя на одни гласные – «а-о-э-е».

Часто песня начинается с речитатива – «проговора». Вступающий первым мужской голос определяет тональную высоту песни и её темп. Остальные импровизационно, каждый по-своему, ведут вариант песенного напева. Обычно это четырёхголосие.

У казаков есть специфика в отношении напева и слов в протяжных песнях. Обрывы и повторение слов, широкие распевы слогов, вставки гласных в середину слова, частые междометия и восклицания. Это трудно для восприятия непосвящённым слушателям.

Но ведь народные песни не предназначались «залу», зрителям. Их пели своим кругом, для собственного удовольствия. 

Песни донских казаков – исторические, «служивские», походные, бытовые, «под пляс», «под карагод», свадебные, лирические, плачи – бережно хранит фольклорный ансамбль «Зарница» музея-заповедника М.А. Шолохова.