Новости
Вас удивит золотное шитьё
27.05.2014В дни праздника «Шолоховская весна» в Народном доме музея М.А. Шолохова состоялось торжественное открытие выставки «Златошвейное искусство России» из коллекции Российского Этнографического музея.
Приветствуя собравшихся, директор музея А.М. Шолохов сказал: «Стало хорошей традицией новые выставки открывать в майские дни, когда в Вёшенской собирается так много гостей. На этот раз свою коллекцию представляет Этнографический музей, с которым нас связывают многие годы сотрудничества. Коллеги привезли на Дон вещи, несущие тепло человеческих рук, вещи, созданные людьми, превратившими ремесло в искусство».
Двести экспонатов из кладовых Российского Этнографического музея дают посетителю представление об одном из древнейших видов рукоделия, широко бытовавшем у многих народов России. Каждый из этих предметов - от вещей церковной атрибутики различных конфессий до костюмов народов России - претендует на уникальность.
На Русь золотное шитье пришло вместе с христианством из Византии. В этой технике украшались плащаницы, покровы на гробницы святых, подвесные пелены, хоругви, воздухи и покровцы, завесы царских врат, облачения духовенства. Поэтому на выставке представлены такие предметы, как русские и украинские покровцы; детали облачения православного священника – фелонь, поручи.
К XV–XVI вв. – периоду расцвета церковного шитья – сформировалось несколько школ этого искусства, имеющих самобытные стилистические особенности; наиболее известными из них были новгородская, суздальско-владимирская и московская школы. Золотошвейные мастерские существовали в княжеских и боярских хозяйствах, в домах служилых и торговых людей, в женских монастырях. В XIX в. вышивка золотными нитками стала широко использоваться для декорирования деталей праздничной одежды не только богатых городских жителей, но и зажиточных крестьян. Золотным шитьем украшали девичьи и женские головные уборы, платки, рубашки, душегреи, пояса, обувь, шейные и накосные украшения, кошельки и кисеты.
Один из разделов экспозиции посвящен технологическим приемам золотошвейного искусства, где зрители могут увидеть орудия труда (пяльцы, катушку с золотными нитками, игольницу, ножницы), а также многочисленные образцы, демонстрирующие разнообразные материалы (золотная нить и шнур, бить, канитель, трунцал и т.п.) и различные техники золотного шитья.
Широкое проникновение золотного шитья в народную культуру в конце XVIII – XIX вв. демонстрируют женские и мужские русские костюмы, костюмы народов Поволжья, Кавказа и Средней Азии. На выставке представлены также отдельные предметы одежды русских, кабардинцев,таджиков; разнообразные головные уборы и их детали русских (девичья повязка, натемники и кружки для повязок, платки, кокошники, повойники), тюбетейки татар, таджиков, узбеков. Здесь есть и шапки кабардинцев, калмыков, казахов, якутов, обувь русских, татар, узбеков.
Особый раздел выставки посвящен украшениям и аксессуарам. В нем посетители увидят свойственные разным этническим традициям шейные, нагрудные и накосные украшения; пояса, накладные воротники и манжеты, а также кисеты, сумочки, бювары и даже современный футляр для мобильного телефона.
Золотное шитье широко использовалось для украшения предметов интерьера, что на выставке продемонстрировано татарскими полотенцем, подзорами, наволочками на подушку; узбекскими покрышками на котел и панно для оформления жилища.
Народы, в культуре которых образ коня занимал важное место, большое внимание уделяли убранству этого животного. На выставке демонстрируется узбекский комплекс конского убранства, который был подарен эмиром Бухары российскому императору Александру III в знак особого почтения. В собрание Российского этнографического музея эти предметы были переданы последним Российским Императором.
Уникальная выставка экспонируется с 24 мая по 26 июня.
Ирина Ковешникова