Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
121 (1%)
Выставки
113 (1%)
Музейные события
79 (1%)
Музей – детям
124 (1%)
Донское казачество
254 (2%)
Памятники природы
71 (1%)
Информация для туристов
12610 (94%)
Архив опросов

Новости

«Поднятая целина»: первая попытка экранизации

27.02.2019

В этом году исполняется 85 лет с того дня, как была завершена работа над сценарием фильма «Поднятая целина» (режиссёр Н.М. Шенгелая). Хотя планы творческой группы, в которую вошел и М.А. Шолохов, остались неосуществленными и фильм не был снят, сценарий по праву считается одним из лучших кинодраматургических произведений своего времени.

Шенгелая едва ли не первым среди кинорежиссеров своего поколения увидел огромные возможности, скрытые в романе. Он случайно купил книгу Шолохова в газетном киоске на Тифлисском вокзале, никак не связывая этот факт со своими режиссерскими планами, но дочитывая последние страницы, уже знал, что будет ставить по ней фильм.

Узнав, что М.А. Шолохов скоро будет в Москве, режиссер выехал в столицу, чтобы заручиться согласием автора на экранизацию первой книги романа. Они встретились в мае 1933 года, и Михаил Александрович не только дал разрешение экранизировать роман, но и принял активное участие в подготовке сценария.

Это вызвало большой интерес и у литераторов, и у кинематографистов. Возвратившись в Вёшенскую, М.А. Шолохов получил письмо от А.А. Фадеева, в котором тот поддержал намеченную экранизацию: «Специально пишу это письмо для того, чтобы ты занялся работой над картиной вплотную».

В сентябре того же года режиссёры Николай Шенгелая и Николай Санишвили вместе с М.А. Шолоховым начали работу над сценарием фильма. Н. Шенгелая сразу отметил, что «Шолохов может стать очень способным драматургом, потому что он умеет раскрывать людей в действии. Помимо того, он является мастером диалога…».

Оба режиссера вместе с оператором Антоном Поликевичем приехали по приглашению Шолохова в станицу Вёшенскую. Они определили места съёмок, выбрали участников массовок, обсудили эскизы костюмов и декораций. Позже Санишвили вспоминал: «Шолохов никогда не открывал книгу – настолько прекрасная была память. По памяти и писал сюжеты для фильма». Окончательный вариант сценария автор «Поднятой целины» почти полностью написал собственной рукой.

22 февраля 1934 года газета «Кино» опубликовала интервью М.А. Шолохова, в котором он отмечал: «Закончив литературную обработку сценария, я смело вверяю её режиссёру… Наша совместная работа над сценарием показала, что Шенгелая понимает меня и одинаково со мной думает о героях «Поднятой целины».

Накануне съёмок по рекомендации Шолохова А. Поликевич сделал несколько фотопортретов местных казаков и казачек, похожих на персонажей романа. В фондах музея-заповедника М.А. Шолохова хранятся копии этих фото, сделанные в 1988 г. Ю. Немировым, сотрудником отдела редких книг и рукописей Республиканской библиотеки в Тбилиси.

В Москве состоялись актёрские пробы: на роль Лушки – Нато Вачнадзе, Давыдова – Н. Боголюбов, Нагульнова – Б. Добронравов, Щукаря – В. Дорофеев.

Однако 14 апреля с Московской кинофабрики в Вёшенскую пришло письмо, в котором было сообщено о прекращении работы над фильмом без указания причин.

Все участники съемочной группы сожалели о том, что им не удалось экранизировать «Поднятую целину», а писатель надолго потерял интерес к участию в подготовке кино- и театральных постановок своих произведений.

 

Лариса Букина