Новости
120 лет со дня рождения Н.Н. Туроверова
29.03.201930 марта 2019 года исполнится 120 лет со дня рождения Николая Туроверова – русского поэта, казака станицы Старочеркасской. Покинув Россию в 1920 году, он вел активную деятельность по сохранению русской культуры в эмиграции, был хранителем музея лейб-гвардии Атаманского полка, участвовал в организации «Кpужка казаков-литеpатоpов» и Общества любителей русской военной старины.
Один из самых, если не самый одарённый поэт казачьего зарубежья, Николай Туроверов, так сказал о своём призвании:
Мне сам Господь налил чернила
И приказал стихи писать.
Я славил всё, что сердцу мило,
Я не боялся умирать…
Несомненно, у него был впечатляющий поэтический Божий дар, и по прочтении даже двух-трёх его стихотворений, трудно было с этим не согласиться. А если твой собеседник говорил: «Туроверов? Нет, не знаю», то достаточно было произнести: «Уходили мы из Крыма…», и он тут же добавлял: «Среди дыма и огня…».
Николай Николаевич Туроверов родился в станице Старочеркасской Области Войска Донского 120 лет тому назад, 30 марта. В станице Каменской он окончил реальное училище, затем Новочеркасское казачье училище и совсем в юном возрасте, семнадцатилетним, попал на службу в лейб-гвардии Атаманский полк.
Он успел принять участие в завершающих боях Первой мировой, офицерский чин получил уже в отряде Чернецова, был участником Степного похода («Мы отдали всё, что имели, тебе, 18-й год…»), имел четыре ранения, заслужил чин подъесаула. После поражения армии Врангеля ушёл с другими атаманцами в эмиграцию. Попал сначала в лагерь на острове Лемнос, затем работал лесорубом в Сербии, грузчиком во Франции.
В годы Второй мировой войны воевал с немцами в Африке, в составе 1-го кавалерийского полка Французского Иностранного легиона. После работал в одном из французских банков, и всё время продолжал писать стихи, собирал материалы по истории лейб-гвардии Атаманского полка, искал и находил в среде русского зарубежья даровитых литераторов. Умер Н.Н. Туроверов в 1972 году, 23 сентября, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
На далёкой чужбине поэтическая душа его постоянно возвращалась к горестным годам Гражданской войны и не находила не то что решения, а даже приюта.
Мороз крепчал. Стоял такой мороз,
Что бронепоезд наш застыл над яром,
Где ждал нас враг, и бедный паровоз
Стоял в дыму и задыхался паром.
--------------
Был лёд и в пулемётных кожухах,
Но вот в душе как будто потеплело:
Сочельник был. И снег лежал в степях.
И не было ни красных и ни белых.
Мысли о возможном примирении в братоубийственной бойне имеют у Туроверова своё развитие. В строчках его стихов ощущается, как поэт настойчиво думает об этом и страдает от безысходности. В 1944 году он пишет стихотворение «Товарищ», в котором обращается к воображаемому противнику-красноармейцу, и вовсе не для того, чтобы вспоминать «о страшных днях бессмысленного зла» Гражданской войны:
Тогда с тобой мы что-то проглядели,
Смотри, чтоб нам опять не проглядеть:
Не для того ль мы оба уцелели,
Чтоб вместе за отчизну умереть?
Стихи Николая Туроверова постепенно возвращаются на родину. Известно, что первый его поэтический сборник, «Путь», вышел в Париже в 1928 году, второй – «Стихи» – там же, в 1937-м. Были и другие, более поздние сборники, несколько произведений в прозе.
Теперь на сайтах в сети Интернет выложено немало публикаций о Туроверове, и многие могут ближе познакомиться с творческим наследием крупного донского казачьего поэта.
Алексей Кочетов