Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
121 (1%)
Выставки
113 (1%)
Музейные события
79 (1%)
Музей – детям
124 (1%)
Донское казачество
254 (2%)
Памятники природы
71 (1%)
Информация для туристов
12610 (94%)
Архив опросов

Новости

Опера Ивана Дзержинского «Судьба человека»

30.05.2019

60 лет назад, в 1959 году, Иван Дзержинский написал в фортепианном изложении оперу «Судьба человека», которая стала третьим сочинением композитора по мотивам произведений М.А. Шолохова.

В одном из интервью И.И. Дзержинский говорил: «Живые, полнокровные образы Михаила Шолохова всегда глубоко волновали меня… Как только на страницах «Правды» появился рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (31 декабря 1956 и 1 января 1957. – Л.К.), его герой Андрей Соколов стал моим большим другом. Он вместе со мной жил и работал, мы уже не расставались с ним ни днем, и ночью. Я «слышал» рассказы Соколова, отчетливо видел его. Тогда и родилась мысль создать оперу по мотивам этого сочинения».

В 1961 году, почти одновременно, опера «Судьба человека» была поставлена на сценах Государственного ордена Ленина академического Большого театра СССР, Ленинградского государственного академического ордена Ленина театра оперы и балета им. С.М. Кирова, Киевского театра оперы и балета им. Т. Шевченко. Премьеры постановок были приурочены к открытию XXII съезда КПСС.

В фондах музея-заповедника хранится письмо И.И. Дзержинского М.А. Шолохову, написанное 12 октября 1973 года, в котором есть такие строки: «Жаль, что не слышал моих последних опер – «Тихого Дона» (2-я часть по 3 и 4 книгам) и «Судьбу человека». Если соберешься в Ленинград, оповести ранее, подгадаю их – эти спектакли к твоему приезду».

На снимке из фондов музея: сцена «В разбитой церкви» из 1 части оперы «Судьба человека». ГАБТ, 1970 г.

 

Людмила Кочетова