Новости




Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
111 (1%)
Выставки
102 (1%)
Музейные события
72 (1%)
Музей – детям
113 (1%)
Донское казачество
241 (2%)
Памятники природы
68 (1%)
Информация для туристов
12594 (95%)
Архив опросов

Новости

Во время поста и пища проста

03.03.2020

После окончания масленичной недели начинается Великий пост, который для верхнедонских казаков всегда был значим и свято чтим.

Вся жизнь в казачьих семьях держалась на вере в Бога, любви к Отечеству, почитании старших, на тяжелом физическом труде, на сохранении вековых традиций. Казаки были глубоко верующими людьми: строго соблюдали посты и праздники, питались скромно, по средам и пятницам воздерживались от любой пищи, исповедовались и причащались. Священники пользовались большим уважением. Без молитвы казаки не начинали и не заканчивали ни одно дело, в том числе и прием пищи – даже в полевых условиях.

В канун Великого поста, на Прощеное воскресенье, принято было просить друг у друга прощения за все явные и неявные обиды, причиненные окружающим в ушедшем году. Великий пост («Великая Четыредесятница») – это время особой молитвы и строгого воздержания христианина от скоромной пищи и мяса, подготовка к празднованию Пасхи. Первая и последняя неделя поста были очень строгими. Пожилые казаки и казачки во время поста ели постную пищу раз в день, нередко только хлеб или сухари с водой.

Православные традиции казаков Верхнего Дона ярко описал М.А. Шолохов в романе «Тихий Дон».  

«Григорий отлежался на печи, в хозяйских штанах, пока высушилась одежда; повечеряв постными щами, лег спать»  (Тихий Дон. Книга I. Часть II. Глава XVII).

  «На четвертой неделе поста сдала зима. На Дону бахромой легли окраинцы, ноздревато припух, поседел подтаявший сверху лед. Вечерами глухо гудела гора, по стариковским приметам – к морозу, а на самом деле – вплотную подходила оттепель. По утрам легкие ледозвонили заморозки, а к полудню земля отходила и пахло мартом, примороженной корой вишневых деревьев, прелой соломой.

Мирон Григорьевич исподволь готовился к пахоте, пополневшими днями возился под навесом сарая, тесал зубья к боронам, вместе с Гетьком делал два новых колесных стана. Дед Гришака говел на четвертой неделе. Приходил из церкви почерневший от холода, жаловался снохе:

– Заморил поп, никудышный служака, да-с, служит, как яишник с возом едет. Это беда!

– Вы бы, батя, на страстной неделе говели, все потеплеет к тому времени».  (Тихий Дон. Книга I. Часть II. Глава XV)

Вера православная определяла и освещала весь земной путь казака, формировала его мировоззрение.

 

Елена Клейменова