Новости




Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
112 (1%)
Выставки
102 (1%)
Музейные события
73 (1%)
Музей – детям
114 (1%)
Донское казачество
241 (2%)
Памятники природы
68 (1%)
Информация для туристов
12596 (95%)
Архив опросов

Новости

Семейные мотивы в романе-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон»

08.07.2020

Семья играет очень важную роль в жизни каждого человека. Ведь это не только люди, которые нас любят, оберегают и поддерживают, но и дом, где всегда ждут с нетерпением. Семья – это самые прочные узы всей нашей жизни. В творчестве великого писателя М.А. Шолохова тема семьи занимает центральное место.

Семья – основа основ народного бытия в мире «Тихого Дона». Для писателя оказалось невозможным создать роман-эпопею о судьбах донского казачества, а вместе с тем и России, исходя лишь из анализа социально-политических явлений. Не случайно, начав работу над произведением с описания Корниловского мятежа, автор почувствовал недостаточность такого подхода и вернулся к воссозданию предвоенных событий на Дону. Тема Дома стала главной в произведении, а развитие темы – разрушение Дома, семейных связей и, наконец, утрата семьи, определило идейное содержание произведения.

История семьи Мелеховых составляет одну из основных сюжетных линий романа. Эта семья была сплочённым маленьким миром родственных людей со своими особыми чувствами, переживаниями, судьбами: «…работа шла ряд рядом, сообща делили и радость, и горе, и во всём быту сказывалась большая долголетняя слаженность. Была крепко спаянная семья…».

С одной стороны, Мелеховы в первой книге романа живут жизнью патриархальной казачьей семьи, с её властью одного старшего в доме, с её решающим словом родителей при заключении брака, с её обычаем, не признающим за детьми права требовать от отца раздела имущества. С другой стороны, в жизни этой семьи прослеживается внутренняя конфликтность, проявившаяся и в отдалении от отца Прокофия Мелехова, и в уходе из семьи Григория, и в этике супружеской жизни Дарьи и Петра. Как ни старались Ильинична и Пантелей Прокофьевич спасти чистоту нравов в супружеской жизни своих детей, им это не удалось. Тем не менее, в семье сохранилось главное – любовь и почитание родителей, а значит, и стоящей за ними традиции.

Мы узнаём о жизни Мелеховых во всех подробностях обстановки, социальной среды, быта. Образная конкретность изображения проявляется у М.А. Шолохова во всём – от описания крупных исторических событий до мельчайших бытовых деталей. Наиболее полно и гармонично жизнь этой среды проявляется в сценах семейных советов. Было характерно, что в казачьем быту семейные дела велись совершенно открыто, любые вопросы и споры выносились на  семейный суд, прямо и основательно обсуждались.

Последствия жёсткого вмешательства исторических событий в естественный ход жизни показаны писателем на истории постепенного разрушения семьи Мелеховых. Жестокие битвы гражданской войны отзывались нарушением согласия, распадом этой семьи. «Семья распадалась на глазах у Пантелея Прокофьевича. Они со старухой остались вдвоём. Неожиданно и быстро были разрушены родственные связи, утрачена теплота взаимоотношений, в разговорах всё чаще проскальзывали нотки раздражительности и отчуждения… За общий стол садились не так, как прежде – единой и дружной семьёй, а как случайно собравшиеся вместе люди».

 Разрушение слаженности жизни крепкой казачьей семьи – лишь одна сторона социального разлома, другая – конфликт Петра с Григорием, убийство Петра Михаилом Кошевым, который уже тогда собирался связать свою жизнь с Дуняшкой, то есть породниться с Мелеховыми, убийство им же свата Коршунова и деда Гришаки. Даже переживание смерти близких (Петра, Натальи, Дарьи, Пантелея Прокофьевича) не способствовали сближению осколков некогда большой и дружной семьи. Ссора Ильиничны с дочерью из-за «душегуба» Мишки, а позже непримиримый конфликт Григория с ним же – последние звенья в цепи разрушений. Рухнул уклад казачьего семейного бытия, основанный на уважении к старшим, на почитании матери. Дуняшка спокойно переступает через материнский запрет не пускать Кошевого на порог куреня. «…Будет ходить! Не закажете! Будет!», – таков её ответ матери.

В заключительных главах «Тихого Дона» на одно из первых мест выдвигается характер Ильиничны. Ильинична встаёт перед нами как символ погибающей мелеховской семьи. Всю свою жизнь провела Ильинична в тяжелой работе, в бесконечных хлопотах. Глубокая человечность, нравственная чистота Ильиничны открываются нам в её действиях и поступках. Война не пощадила её. Безжалостная смерть отняла у неё мужа, сына, многих родных и близких. Смерть Ильиничны знаменует в «Тихом Доне» гибель традиционного уклада.

В семье Мелеховых веру пытались хранить до конца. Даже в годы гражданской войны, когда многие семейные основы дрогнули, Мелеховы не отказываются от православной традиции: «Помолясь, всей семьёй сели за стол». Эта семейная молитва – религиозный акт освещения единства семьи; в ней любовь не только к Богу, но и друг к другу.    

Примечательно, что единственная из Мелеховых Дуняшка сохранит это отношение к семье как священному союзу: её настойчивость в вопросе о венчании переломит железное упрямство красного атеиста Кошевого. Материнское благословение и церковный обряд освятят этот странный союз противоположностей.

Таким образом, в конце романа семейное начало М.А. Шолохов пробует возродить в двух вариантах: Григория и Аксиньи, Кошевого и Дуняши. Но Аксинья трагически погибает. А в другой семье писателем намечена внутри-социальная драма (вспомним спор из-за соли Кошевого с Дуняшей), что вполне может привести к разрушению семьи.

У М.А. Шолохова гражданская война разрушила человеческие гнёзда до основания. Тем не менее, многие исследователи трактуют финал романа как оптимистический: «Символичная фигурка ребёнка на руках у отца свидетельствует о том, что жизнь продолжается».

 

Марина Дебур