Новости




Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
111 (1%)
Выставки
102 (1%)
Музейные события
73 (1%)
Музей – детям
113 (1%)
Донское казачество
241 (2%)
Памятники природы
68 (1%)
Информация для туристов
12596 (95%)
Архив опросов

Новости

«Тихий Дон» на оперной сцене

22.10.2020

85 лет назад, 22 октября 1935 года, в Ленинградском академическом Малом оперном театре состоялась премьера оперы «Тихий Дон».

Невероятная популярность у читателей романа Шолохова «Тихий Дон» стала поводом для создания композитором Иваном Дзержинским одноимённой оперы.

Известный театральный критик Андриан Пиотровский по этому поводу писал в статье «За советскую оперу»: «Эти первые и скромные ещё шаги советского оперного творчества являются проявлением того же великолепного созидательного подъёма, который движет всей нашей прекрасной эпохой».

Дмитрий Шостакович в статье «Несколько слов об опере Дзержинского»: «…сегодня, присутствуя на премьере, не хочется писать о недостатках, их немало». Но мы в то же время «испытываем чувство глубокой радости и гордости за советский музыкальный театр, который обогатился новым музыкальным произведением».

По словам композитора Ивана Дзержинского, он «не хотел писать музыкальной иллюстрации к роману «Тихий Дон», а создать самостоятельное полноценное музыкальное произведение».

Автором либретто был брат композитора Леонид Дзержинский. Он писал: «Передо мной были две дороги: первая – работать, не отступая от Шолохова, тщательно оберегая сюжетную линию романа, сохраняя целостность образов и языка, либо только идти по Шолохову, используя мотивы романа как исключительно благодатный материал для либретто. Вторая дорога была полна опасности оторваться от популярного любимого читателем, исключительного по своей художественной ценности произведения». И поэтому… я выбрал золотую середину.  <…>

Какие же я внёс изменения? Первое и основное: я должен был отказаться от введения в либретто образа Степана, мужа Аксиньи, так как он мне мешал произвести расслоение той бытовой среды, в которой происходит развитие сценического действия. Вместо него я более выпукло дал образ Митьки Коршунова, сына хуторского богатея, как яркого махрового представителя богатого казачества.  …

Второе: я принуждён был в силу сценических условностей форсировать события. <…> с возвращением Григория с фронта сразу наделить его, одиночку, революционно-бунтарским духом, увлекающим за собою иногороднее крестьянство и бедняцкую часть казачества на борьбу со старым прогнившим строем».

 Спектакль имел большой успех. Его называли весной советского оперного искусства. В начале 1936 года театр выехал на гастроли в Москву. В январе 1936 года на спектакле присутствовали руководители партии и правительства. И.В. Сталин и В.М. Молотов дали положительную оценку работе театра в области создания советской оперы.

После вполне успешной, по отзывам прессы, постановки на оперной сцене «Тихого Дона» И. Дзержинский приступил к работе над постановкой оперы «Поднятая целина».

 

Людмила Разогреева