Новости




Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
111 (1%)
Выставки
102 (1%)
Музейные события
73 (1%)
Музей – детям
113 (1%)
Донское казачество
241 (2%)
Памятники природы
68 (1%)
Информация для туристов
12596 (95%)
Архив опросов

Новости

«Когда казаки плачут»

18.07.2022

60 лет назад, в июле 1962 года, Свердловская киностудия начала съёмки короткометражного фильма по мотивам рассказа М. А. Шолохова «О Колчаке, крапиве и прочем» – первой и единственной работы Евгения Моргунова, где он выступил в качестве режиссёра-постановщика и автора сценария.

Мысль создать комедию о борьбе казачек за «равноправенство» зародилась у Моргунова в конце 1940-х годов, когда он после окончания ВГИКа работал в Театре-студии киноактёра и встретился с М. А. Шолоховым, присутствовавшим на спектакле. Во время беседы с писателем речь зашла о его рассказе «О Колчаке, крапиве и прочем», и Михаил Александрович предложил актёру повнимательнее ознакомиться с ним. Чуть позже Моргунов услышал этот рассказ в исполнении народного артиста Сергея Лукьянова и увидел горячий отклик публики на монолог казака Федота о том, как из-за бабьего бунта «в хуторе вся жизня пошла вертопрахом».

Из воспоминаний Е. А. Моргунова: «Я набрался смелости и написал Шолохову в станицу Вёшенскую письмо, где изложил свои соображения на попытку поставить фильм. А потом приехал к нему сам и прочёл собственный сценарий… Шолохов остался доволен и написал на сценарии „Одобряю“» (из книги С. В. Капкова «Эти разные, разные лица»).

Летом 1962 года съёмочная группа Свердловской киностудии выехала на Дон, в хутор Еренский (Ерик) Вёшенского района, где не требовались никакие декорации: и природа, и старинный хутор с казачьими куренями под камышовыми крышами, с плетнями и колодезным журавлём, и говор местных жителей – всё соответствовало сюжету шолоховского рассказа.

Вёшенцы, ставшие свидетелями создания нового фильма, проявили к съёмкам живейший интерес. В районном Доме культуры состоялась творческая встреча с режиссёром-постановщиком и артистами. Е. А. Моргунов рассказал о том, как была задумана экранизация и как она осуществляется, поблагодарил всех за помощь в проведении съёмок и подчеркнул, что оценку фильму дадут сами зрители, когда посмотрят фильм на экране.

Во встрече принимали участие оператор Игорь Лукшин, режиссёр Вячеслав Берёзко, актёры Александр Гречаный, Зоя Чекулаева, Эмма Цесарская, Георгий Светлани, Виктор Маркин, Всеволод Тягушев, Николай Горлов, Лилия Юдина, Ирина Мурзаева, Инга Буткевич, Анатолий Алексеев. Они рассказали об особенностях характеров героев фильма, технической стороне съёмочного процесса, особенностях постановки трюков.

Позже гримёр Ирина Колесникова вспоминала, как легко было работать с Моргуновым: «Некоторые режиссёры на моей памяти в позу вставали, а он открыто общался со всеми». Несмотря на аномальную жару и бытовую неустроенность артистов в отдалённом хуторе, съёмки, в которых участвовали и местные жители, проходили весело, было много интересных и смешных находок, часто возникали комические ситуации, не предусмотренные сценарием. Некоторые их них вошли в фильм, например, эпизод, когда Федота (актёра А. Гречаного) корова бьёт по лбу хвостом с привязанной гирькой.

Интересно, что в ходе съёмок было изменено название фильма, которое вначале звучало так же, как и название шолоховского рассказа. Автором новой версии стал вёшенский киномеханик С. Павлов, который в трёх словах выразил идею сюжета.

Композитор, лауреат Государственной премии Иван Дзержинский, написавший музыку к кинокартине, тоже приезжал в Вёшенскую, чтобы проникнуться донским фольклором. Его песня «Важнее душевный покой, а бабы – последнее дело!» на слова Леонида Куксо стала поистине народной.

Художник фильма Владимир Камский, создавая титры, нарисовал на участников съёмок весёлые шаржи. В титре с указанием режиссёра и сценариста изображён толстый человечек с рупором и авторучкой, в котором зритель без труда узнаёт Моргунова.

Юмор Шолохова в сочетании с юмором режиссёра-дебютанта и стремлением всей его команды передать особый казачий колорит стал залогом того, что кинолента получилась весёлой, полной искромётных афоризмов.

Новый фильм был представлен на суд жителей станицы Вёшенской. В составе делегации Свердловской киностудии на общественный просмотр, состоявшийся 8 января 1963 года, прибыли режиссёр-постановщик и сценарист Е. А. Моргунов, звукооператор В. Ишунин и артист Г. Светлани (дед Сашко). В зале присутствовали М. А. Шолохов и его супруга. Вместе со всеми вёшенцами они смеялись и сопереживали героям, и хохот, сопровождавший премьеру, стал самой высокой оценкой работы съёмочной группы под руководством Моргунова, не имевшего ни режиссёрского образования, ни опыта сценических постановок.

Гости поблагодарили за поддержку и вручили памятные подарки Михаилу Александровичу и Марии Петровне, автору названия фильма – киномеханику С. Павлову и местным артистам, среди которых – ученики Вёшенской средней школы Серёжа Гандрабура, Петя Благородов, Коля Солдатов, Люда Кондратьева и Лида Кибирёва.

В этот памятный день в вёшенском кинотеатре состоялось несколько киносеансов, и новую кинокомедию увидели жители всех окрестных хуторов и станиц. Официальная премьера короткометражного фильма «Когда казаки плачут» состоялась позже – 2 марта 1963 года.

Кинокартина была тепло принята и зрителями, и критиками, однако повторить свой первый режиссёрский опыт Е. А. Моргунов не решился: «…Больше я за режиссуру не брался, потому что понял, какой это жуткий замкнутый круг, какая ужасная финансовая надгробная плита висит над каждой постановкой, как тяготит неизвестность – получится фильм или нет. Это не для меня...».

Зритель, которого комедия захватывает с первых кадров, не замечает трудностей, с которыми столкнулся режиссёр, и это тоже свидетельствует о таланте Моргунова.

Ольга Бахтиярова