Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
114 (1%)
Выставки
104 (1%)
Музейные события
76 (1%)
Музей – детям
118 (1%)
Донское казачество
244 (2%)
Памятники природы
69 (1%)
Информация для туристов
12600 (95%)
Архив опросов

Новости

Первопроходец российской кинематографии

08.08.2022

8 августа 2022 года исполняется 145 лет со дня рождения родоначальника российской кинематографии, режиссера и сценариста Александра Алексеевича Ханжонкова, уроженца земли Области Войска Донского.

Александр Алексеевич родился в 1877 году в семье помещика дворянского происхождения, отставного сотника Войска Донского. В 1896 году, в возрасте 19 лет блестяще окончил Новочеркасское казачье юнкерское училище и был принят в чине подхорунжего в привилегированный Донской 1-й казачий полк. Уже через год он был произведён в офицеры. В 1905 году в чине подъесаула уволился в запас по состоянию здоровья и получил причитающуюся в таких случаях по закону выплату в 5 тысяч рублей.

На все свои сбереженные средства Ханжонков в 1906 году открыл в Москве «Торговый дом Ханжонкова» – первое российское предприятие по продаже и прокату зарубежных фильмов.  С 1907 года Александр Алексеевич сам занялся производством игровых постановок и хроники. Его фильмы пользовались большим успехом, а имя Ханжонкова стало известно в России и за рубежом.

В 1911 году произошло очень важное событие – Ханжонков снял первый в России и первый в мире полнометражный фильм под названием «Оборона Севастополя». Авторами сценария и режиссёрами фильма были сам А.А. Ханжонков и В.М. Гончаров. Фильм рассказывал о событиях Крымской (Восточной) войны 1853-1856 гг. Примечательно то, что фильм заканчивался документальными кадрами. Фильм был закуплен многими европейскими фирмами, что вывело российское кино на международный уровень.

Фильм «1812 год» стал очередной удачей отечественного кино. Ханжонков решил поставить его к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Съемки проводили студия «А. Ханжонков и К°» и московское отделение французской фирмы «Братья Пате». Это позволило картине выйти не только в России, но и во Франции.

В 1912 году компания Ханжонкова выпустила в прокат первый в мире мультипликационный фильм, снятый в технике объёмной анимации.

Огромная заслуга Александра Алексеевича состоит и в том, что он умело привлекал для работы в кино как знаменитостей, таких как Федор Шаляпин или Александр Вертинский, так и никому не известных артистов, из которых потом он делал первых российских звёзд: Веру Холодную, Витольда Полонского, Ивана Мозжухина и других. Кроме того, именно благодаря Ханжонкову произошло открытие непревзойдённого мастера мультипликации Владислава Старевича.

В 1914 году популярный журнал «Сине – Фона» писал: «6 апреля сего года главе фирмы «Акционерное общество А. Ханжонков и К», потомственному дворянину Ханжонкову Высочайшие пожаловали орден Святого Станислава 2 степени».

Судьба Ханжонкова была нелёгкой. В 1920 году он эмигрировал, а затем вернулся на родину по приглашению «Русфильма» и работал в сфере кинематографа. В 1926 году Александр Алексеевич был арестован по обвинению в финансовых злоупотреблениях, реабилитирован только в 1934 году.  Несмотря на все испытания судьбы, он, сидя в инвалидном кресле, создал Ялтинскую киностудию. В 1945 году Ханжонков умер и был похоронен в Ялте.

В 2007 году в Донецке была издана книга «Жизнь посвящаю кинематографу», автор Ирина Орлова, внучка А.А. Ханжонкова. Экземпляр этой книги музею-заповеднику М.А. Шолохова подарила Т.Н. Омельченко – директор Донецкого культурного центра, член Международной ассоциации содействия культуре.

Имя «первопроходца» российского кино на долгие годы было забыто, и теперь, к счастью, выходит из тени забвения. Александр Алексеевич оставил людям, своим соотечественникам, не только дело своей жизни, но и дал пример успешного предпринимательства, оставаясь при этом глубоко порядочным и высоко духовным человеком.

Светлана Усова