Новости





Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
114 (1%)
Выставки
105 (1%)
Музейные события
76 (1%)
Музей – детям
118 (1%)
Донское казачество
245 (2%)
Памятники природы
69 (1%)
Информация для туристов
12600 (95%)
Архив опросов

Новости

Подлинное мастерство молодого писателя

26.05.2023

95 лет назад журнал «Октябрь» начал публикацию романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», и за первые месяцы редакция журнала получила огромное количество читательских писем с откликами.

В апреле 1928 года, когда была опубликована первая книга, на страницах главного печатного органа страны – газеты «Правда» А.С. Серафимович дал высочайшую оценку роману. Он сравнил молодого писателя Михаила Шолохова с молодым орлом, широко размахнувшим громадные крылья. «…Способность наделять каждого собственными чертами, создать неповторимое лицо, неповторимый внутренний человеческий строй, – эта огромная литературная способность сразу взмыла Шолохова, и его увидали». Молодого писателя поддержал и А.М. Горький, который уже в июне 1928 г. на встрече с рабкорами и писателями говорил о «прекрасной книге «Тихий Дон», а через год 25 июля 1929 года газета «Известия» подчеркивает, что «за Шолоховым – одно их первых мест в советской литературе». Нарком просвещения А.В. Луначарский в интервью немецкой газете «Роте фане» отметил, что «еще незаконченный роман Шолохова «Тихий Дон» – произведение исключительной силы по широте картин, знанию жизни и людей, по горечи своей фабулы. Это произведение напоминает лучшие явления русской литературы всех времен».

С этими оценками маститых литераторов перекликаются восторженные отклики во многих газетах и журналах:

«Большое полотно казачьего быта развернул в своем романе «Тихий Дон» М.Шолохов… Интересное и в данном виде, произведение это может приобрести исключительную значительность, если только М. Шолохову удастся показать, во что превратился «Тихий Дон» в бурные годы войны и революции» (журнал «На литературном посту», №4 за 1928 г.);

«…автор сумел с большой художественной силой повернуть к читателю всю огромную толщу казацкого быта, показать его сложную социальную ткань, необычайную спутанность классового переплета …» (Журнал «Красная панорама», июнь 1928 г.);

«Тихий Дон» – первый большой роман М. Шолохова – выдвигает его на видное место в рядах пролетарской литературы…» (журнал «Молодая гвардия», №8 за 1928 г.)

Однако оценка романа «Тихий Дон» (и уже первых его публикаций) не была единодушной. Критические высказывания, в основном, касались не художественных особенностей романа, а его идеологической направленности. Шолохова называли писателем «не пролетарским», обвиняли в «любовании кулацкой сытостью», «казакоманстве», «сползании на чуждые позиции».

Но интерес читателя был огромен, и чтобы в какой-то мере его удовлетворить, 1-я книга романа вышла отдельным изданием. Роман молодого писателя вызвал большой отклик у трудящихся. Своими эмоциями от прочитанного, своим видением мотиваций поступков героев и их будущего, они делились на страницах советской печати. Очень интересна и показательна в этом плане подборка писем в журнале «Ленинградский металлист», опубликованная в январе 1929 года. Вот некоторые отрывки:

«Шолохов дает яркую картину жизни казачества, закостенелого в своих традициях и непонимающего гнусности своей роли. Но перед войной и у них намечаются проблески сознания…В романе умело сочетаются реализм с глубоким психологическим содержанием…Я ничего не читал о казачестве более правдивого и красивого, чем «Тихий Дон»;

«Яркая картина с отдельными жизненными эпизодами положительно захватывает читателя…В книге есть и недостатки…Автор мало коснулся идеологии казачества, этой верной и крепкой опоры царизма…. Фигура Штокмана, как пропагандиста, недостаточно ясно выведена, она тонет в общих красках»;

«Я не читал, а переживал и драму Натальи, и несчастье Григория. Автор сумел придать роману чрезвычайную образность и схватил до последней детали жизнь казака»;

«Роман страдает длиннотами, хотелось бы от автора большей экономии в словах и материале… не видно описание бедноты. Штокман очерчен очень мало. Революционизирование передового казачества описано слабо и неубедительно»;

«Автор так сильно увлекся любовью своих героев, что даже на такой важный момент, как проникновение революционного духа в среду казачества обратил минимальное внимание»;

«Яркий красочный язык, прекрасное описание природы доставляют большое художественное наслаждение. Описание быта казачества – этого обособленного полувоенного мирка, так ново и свежо, что читаешь не отрываясь».

Здесь всё переплетено: и восхищение, и критика, и сопереживание героям, и претензии к автору. В послесловии редакция пишет: «Роман пользуется успехом, ибо является действительно, красочным изображением образного быта казачества. Роман не окончен, широкому читателю известен пока лишь первый том. Но и в томе автор сумел прекрасно передать настроения казачества перед войной, на войне и перед революцией. Он развернул перед нами громадную галерею типов и показал сложнейшие переживания. Роман не свободен от недостатков, отмеченных читателями, но они искупаются подлинным мастерством молодого писателя, развернувшего перед нами громадное полотно казачьей жизни. Будем ждать, что в следующих томах писатель даст не менее блестящие страницы».

Эти слова, напечатанные в журнале «Ленинградский металлист», оказались пророческими. Роман не только стал одним из самых любимых у массового читателя во всем мире, но и получил высочайшую оценку на государственном и международном уровнях. Последняя, 4-я книга романа, вышла в 1940 году. В 1941 году за «Тихий Дон» Шолохов был удостоен Сталинской премии, а в 1965 – одной из самых престижных международных премий в области литературы – Нобелевской – «в знак признания художественной силы и честности, которые он проявил в своей донской эпопее об исторических этапах жизни русского народа».

На непростом пути романа к читателю молодой автор стойко выдержал многочисленные дискуссии в прессе, обвинения в политической неблагонадёжности и сомнения в авторстве, откровенную травлю недоброжелателей и заговор врагов. Само произведение подвергалось мощной политической цензуре: при публикации изымались как отдельные фрагменты, так и целые главы. Шолохову приходилось бороться за каждую строку романа.

 «Тихий Дон» вызвал споры в литературной среде еще до своего выхода в свет, огромный резонанс в обществе он произвел после публикации, и в настоящее время он вызывает неподдельный интерес читателя.

Татьяна Нектова