Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
25 (13%)
Выставки
24 (13%)
Музейные события
15 (8%)
Музей – детям
26 (14%)
Донское казачество
33 (17%)
Памятники природы
22 (12%)
Информация для туристов
44 (23%)
Архив опросов

Коллекция музея

Каюк

В Музее-заповеднике М.А. Шолохова хранятся два каюка, один из них экспонируется в Вёшенском мемориально-историческом комплексе.

Каюк – это небольшая долбленая плоскодонная речная лодка-однодеревка, которую изготавливают из вербы или дуба. В рассказе М.А. Шолохова «Жеребенок» читаем:

 «Минут через десять эскадронный заехал с косы и первый пустил своего буланого в воду, за ним следом с грохочущим плеском ввалился эскадрон – сто восемь полуголых всадников, столько же разномастных лошадей. Седла перевозили на трех каюках».

На верхнем Дону каюк чаще всего изготавливали из вербы, так как это дерево росло по берегам Дона в большом количестве, а его древесина не рассыхается на берегу и хорошо скользит по воде, что при многочисленных донских водоворотах и перекатах очень важно. Вначале в пойме реки выбирали подходящее дерево (оно должно было иметь толстый ствол), спиливали его, а затем на быках или лошадях волоком тянули туда, где собирались делать лодку.

В первую очередь ствол очищали от коры и сучьев. Затем заготовке начинали придавать форму. При этом верхний слой вербы, находящийся сразу под корой, в месте будущей кормы, пытались максимально сохранить, так как он обладает особым свойством не пропускать влагу. Это позволяло сохранить древесину в целости и избавляло от необходимости готовить лодку к каждому навигационному сезону. На Дону нос лодки делали уже и выше, а корму ниже и немного шире. Ширина лодки зависела от толщины дерева. Далее в центре ствола делали запилы и специальным скребком выдалбливали лишнюю древесину – делали углубление. Внутри оставляли 2 перегородки, они служили ребрами жесткости для конструкции каюка. После того, как лодка была готова, ее внутреннюю часть обжигали, чтобы впоследствии древесина не боялась влаги и прослужила хозяину длительное время.

На воде каюк двигается бесшумно, обычно управляется одним веслом. С давних времен казаки использовали его для рыбной ловли на тихой воде, в камышах.

Каюк требует больших навыков управления. Он не устойчив на воде: стоит только неудачно наклониться, как лодка мгновенно переворачивается и, как старые казаки-рыболовы шутили по этому поводу, наступает «каюк» (т.е. конец). Впрочем, это не умаляет популярности лодки. Сами казаки любят говорить, что сидеть на коне и управлять каюком – это у них в крови.

 

Людмила Кочетова