Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
111 (1%)
Выставки
102 (1%)
Музейные события
73 (1%)
Музей – детям
113 (1%)
Донское казачество
241 (2%)
Памятники природы
68 (1%)
Информация для туристов
12596 (95%)
Архив опросов

Коллекция музея

Мужские головные уборы

Головные уборы казаков Верхнего Дона конца XIX - начала XX вв. бережно хранятся в фондах музея-заповедника М.А. Шолохова и занимают видное место на постоянных и временных выставках.

Головные уборы (папахи, фуражки и башлыки) занимали особое место в комплекте мужской одежды донских казаков.

Казачья фуражка – это головной убор, который в цветовом отношении сочетал темно-синий верх, красный околыш и черный козырек. Поскольку казаки – военные люди, служившие царю и Отечеству, с 1801 г. была приписана обязательная военная форма всему Войску Донскому, которая шилась из сукна синего цвета. Фуражка была сине-красного цвета, что означало принадлежность ее хозяина к донскому казачеству, на околышах располагалась кокарда. В быту дети и старики обычно носили фуражки без кокарды. Она носилась сдвинутой козырьком в правую сторону, а слева из-под него выпускался традиционный казачий чуб. Ходили в фуражках с весны и до поздних холодов.

М.А. Шолохов в романе «Тихий Дон» часто упоминает казачьи головные уборы:

      «….Красные околыши казачьих фуражек, синие и черные мундиры и сюртуки, рукава в белых перевязах, рассыпанная радуга бабьих шалевых платков, цветные юбки. Кисейные шлейфы пыли за каждой бричкой». (Тихий Дон. Кн. I,  ч I, гл. XXI).

«Григорий увидел, как двое казаков, бросив плуг, бежали наперерез волку, норовившему прорваться к логу. Один – рослый, в казачьей краснооколой фуражке, со спущенным под подбородок ремешком, – махал выдернутой из ярма железной занозой». (Тихий Дон. Кн. I, ч I, гл. XVII).

«Дома он надел новые шаровары, сунул в карман наган и, тщательно поправляя перед зеркалом фуражку, сказал жене: – Схожу тут в одно место по делу. Ежли кто будет спрашивать, где, мол, председатель, – скажи, что скоро возвернется». (Тихий Дон. Кн. IV, ч VIII, гл. IV).

Папаха – мужской меховой (из овчины или каракуля) головной убор, распространённый у многих народов и народностей в мире, элемент военной формы одежды. Донские папахи – традиционно с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. Такую папаху еще называли «кубанкой казачьей».

 «Мимо них в бледно-серой шинели и серебристой каракулевой папахе прошел высокий седой генерал. Он слегка заносил вперед левую ногу, помахивая рукой, затянутой в белую перчатку». (Тихий Дон. Кн. I, ч II, гл. XXI).

«Утром Григорий надел шинель, пошел в дом. Старый пан стоял у крыльца, одетый в меховую куртку и пожелтевшую каракулевую папаху».  (Тихий Дон. Кн. I, ч III, гл. XXIV).

«Наумов хлопнул по столу плетью и, побледнев от бешенства, сдвинул на затылок лохматую маньчжурскую папаху». (Тихий Дон. Кн. III, ч.VI, гл. XI).

В зимний период казаки ходили в серых папахах и башлыках серовато-зеленого тона.

Башлык – теплый мужской головной убор, шерстяной остроконечный капюшон с длинными концами, сшитый из двух половинок. В местах соединения половинок капюшона и верхней его части, обшит и украшен коричневой тесьмой. По краю башлыка и длинных концов проходит кант черного цвета из узкой тесьмы. На заостренном конце башлыка крепится кисть. Надевался башлык поверх папахи, кубанки или шапки. Башлык был одним из обязательных предметов зимнего военного обмундирования, который накидывался на спину шинели и носился зимой в ненастную погоду. Его концы пропускались под погоны, затягивались поясным ремнём или поясом. В конном строю и в свободное от службы время концы башлыка закидывались за спину.

Перечитывая главы романа «Тихий Дон» М.А. Шолохова, мы погружаемся в далекое прошлое казачества:

 «– Замерз весь, — хлопая руками, ответил Григорий и – к Аксинье: –Развяжи башлык, руки не владеют». (Тихий Дон. Кн. I, ч II, гл. XXI).

«Григорий сидел на лавке, не скидывая шинели. Небритые щеки его пылали, на опущенные глаза падала из-под башлыка густая тень. Он начал было развязывать башлык, но вдруг засуетился, достал кисет, искал в карманах бумагу. С необъятной тоской он бегло осмотрел лицо Аксиньи».  (Тихий Дон. кн. I, ч.III, гл. XXIV).

«В сухой, светлой передней тяжело воняло псиной, уксусом. Над сундуком, на широком размете оленьих рогов, висели каракулевая офицерская папаха, башлык с серебряной кистью и бурка.» (Тихий Дон. Кн. II, ч. IV, гл. VII).

«Казаки уже подвязывали коням мочалистые хвосты. Уже ненужными болтались на спинах всадников башлыки верблюжьей шерсти, а под папахами мокрели лбы, и жарковато становилось в полушубках и теплых чекменях». (Тихий Дон. Кн. III, ч. VI, гл. XXXVII).

 

Елена Клейменова